zoofirma.ru

pov

188

111

1313

11211

min1

kom po

1111

11112

min2

55

000

1010

66

internet portal pravovoj nnf

 

 

 

 

 

 

Модель системы оценки качества подготовки обучающихся

Идея качества образования является сегодня ведущей в концепции российского образования в целом. Концепцией модернизации российского образования, федеральными государственными стандартами определена главная задача образовательной политики - «обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства».

Сегодня для повышения качества образования выстраивается модель внутренней системы оценки качества образования, одним из компонентов которой является комплексная оценка индивидуальных образовательных достижений обучающихся.

В связи с этим актуальной для МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» становится цель создания модели системы получения объективной информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (в том числе - определение комплекса критериев, процедур и технологий оценки, организацию педагогического мониторинга и его использование как неотъемлемого инструмента управления качеством образования), на основе которой можно будет принимать своевременные управленческие решения.

Модель составлена на основе научных подходов к качеству образования и включает в себя три неотъемлимых компонента:

  • уровень достижения комплекса образовательных задач, включая: образовательные (личностные, метапредметные и предметные) результаты; социализацию выпускников, включая овладение навыками ориентации и функционирования в современном обществе, развитие гражданского самосознания; 
  • соответствие ожиданиям/требованиям потребителей (социальный заказ);
  • соблюдение нормативных требований к условиям обучения и освоению образовательного стандарта.

В нашем понимании:

качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия Федеральным государственным образовательным стандартам, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы;

оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования;

внутришкольная система оценки качества образования – целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования. (организационные структуры схемы);

система оценки качества подготовки обучающихся –  комплексное всестороннее изучение состояния индивидуальных образовательных достижений обучающихся, включающая объект и предмет, оценочные процедуры, оценочные средства, корреляцию полученных результатов внешней и внутренней оценки с целью своевременных управленческих решений, направленных на оптимальные достижения выпускниками на каждом уровне образования результатов ФГОС.

 Общие подходы к формированию системы оценки качества подготовки обучающихся:

В соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО система оценки реализует системно-деятельностный, комплексный и уровневый подходы к оценке образовательных достижений.

 1. Системно-деятельностный подход.

Системно-деятельностный подход к оценке образовательных достижений проявляется в оценке способности обучающихся к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач. Он обеспечивается содержанием и критериями оценки, в качестве которых выступают планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме.

 2.    Уровневый подход.

Уровневый подход реализуется по отношению как к содержанию оценки, так и к представлению и интерпретации результатов.

Уровневый подход к содержанию оценки на уровне начального общего образования обеспечивается следующими составляющими:

- необходимый уровень (базовый);

- повышенный уровень (программный).

Уровневый подход к содержанию оценки на уровне среднего общего образования обеспечивается следующими составляющими:

- базовый уровень;

- уровень выше базового;

- уровень ниже базового.

 3. Комплексный подход.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется путем:

  • оценки трех групп результатов: личностных, предметных, метапредметных (регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий);
  • использования комплекса оценочных процедур как основы для оценки динамики индивидуальных образовательных достижений и для итоговой оценки;
  • использования разнообразных методов и форм оценки, взаимно дополняющих друг друга (стандартизированные устные и письменные работы, проекты, практические работы, самооценка, наблюдения и др.).

 

 100320201 1

 

Описание модели

Модель разработана на основе основной образовательной программы начального, основного и среднего образования в соответствии с ФГОС НОО, ООО, СОО, Устава МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34», Положения о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ №м 34».

В построении модели необходимо ответить на вопросы: кто оценивает, кого (или что) оценивает, по каким критериям (с чьих позиций, в чьих интересах) оценивает.

Целью системы оценки образовательных достижений обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» является создание единой среды оценки и контроля состояния образования, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на образовательные достижения обучающихся.

Задачами системы являются:

 

  • формирование единых критериев оценивания образовательных достижений и подходов к его измерению;
  • повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение всесторонней и достоверной информации о состоянии образования;
  • проведение системного и сравнительного анализа образовательных достижений обучающихся и внесения необходимых корректив в образовательный процесс;
  • обеспечение условий для самоанализа и самооценки всех участников образовательного процесса;
  • содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки образовательных достижений обучающихся;
  • повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
  • принятие обоснованных управленческих решений администрацией МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34».

 

Система оценки качества подготовки обучающихся является одним из способов организации оценивающей деятельности в образовательной организации. Достижение основной цели системы оценивания планируемых результатов в МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» обеспечивается через реализацию следующих мероприятий:

 

  • совершенствование структуры, организации и содержания системы оценивания и учета индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • обеспечение комплексного подхода к оценке достижения обучающихся всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных;
  • разработку и определение/выбор адекватных форм оценивания, контрольно-измерительных материалов возрасту и т. д.;
  • дифференциацию содержания образования с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов и (или) профильное обучение;
  • организацию/участие системных исследований, мониторинга индивидуальных образовательных достижений обучающихся;
  • отслеживание динамики индивидуальных образовательных результатов (по итогам текущего контроля успеваемости, промежуточной итоговой аттестации, образовательных мероприятий и пр.);
  • повышение компетентностного уровня педагогов и обучающихся;
  • ознакомление родителей (законных представителей) обучающихся с ходом образовательной деятельности и результатами их образовательной деятельности.

 

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ включает в себя следующие составляющие, представленные на схеме:

- объект системы: объективная оценка результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

- предмет системы: комплексные образовательные результаты обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» в соответствии с требованиями ФГОС (личностные, метапредметные, предметные);

- тип оценивания (текущее, промежуточное, итоговое) 

- оценочные средства для проведения оценочных процедур

- комплексный анализ результатов качества образовательных результатов учащихся.

Принципами построения системы оценивания образовательных достижений обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» являются:

 

  • комплексность (используется внешняя и внутренняя оценка, внутренняя оценка подразумевает административный и педагогический контроль);
  • ориентация системы на учет всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных);
  • реалистичность требований, норм и показателей образовательных достижений обучающихся, их социальной и личностной значимости;
  • сочетание разнообразных методов оценки;
  • объективность, достоверность, полнота и системность информации;
  • открытость, прозрачность процедур оценивания;
  • прогностичность полученных данных, позволяющих прогнозировать ожидаемые результаты;
  • доступность информации о состоянии образовательных достижений обучающихся для различных групп потребителей;
  • соблюдение морально-этических норм при проведении процедур оценивания.

 

Система оценки достижений планируемых результатов в МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» содержит административную подсистему и педагогическую подсистему.

 

     Административная подсистема – комплексный продукт оценки, включает:

 

  • мероприятия по оценке образовательных достижений;
  • класс (уровень освоения ООП);
  • вид аттестации (в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»)
  • вид оцениваемых образовательных результатов на каждом мероприятии по оценке образовательных достижений;
  • сроки проведения мероприятия по оценке образовательных достижений;
  • ответственного за проведение процедуры
  • форму отчетности по результатам оценочной процедуры;
  • уровень мониторингового исследования;
  • используемый инструментарий;
  • нормативные основания для проведения оценочной процедуры

     Педагогическая подсистема (каждого учителя МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34») является комплексным продуктом оценочной деятельности учителя и включает (для примера на сайте представлена система учителя музыки 5 класс):

- поурочное тематическое планирование с указанием вида контроля на каждом уроке (текущий поурочный, текущий диагностический, промежуточная аттестация);

- формы оценки на каждом уроке (реализация принципа предоставления возможности каждому ученику на каждом уроке предъявить сформированный компетенции для определения их уровня) с учетом весового коэффициента каждой формы оценки;

- материалы работы по средневзвешенной системе оценки образовательных достижений учащихся;

- критериальную базу для осуществления оценочных процедур, основанную на принципах единства подходов и системности оценочной деятельности в МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»;

- комплект оценочных средств для реализации педагогической подсистемы оценивания.

Вся система призвана обеспечить комплексный подход к оценке предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Компоненты системы (внешней и внутренней оценки) обеспечивают сонастройку в подходах, принципах, единстве оценочных средств и призваны выполнять задачу корреляции образовательных результатов учащихся, полученных в ходе проведения внешних и внутренних процедур оценки.

Для реализации процесса оценочной деятельности на высоком уровне и соблюдения указанных принципов, разработаны и откорректированы ряд Положений и Методических рекомендаций:

Положения:

ПОЛОЖЕНИЕ о формах, периодичности, порядке проведения текущего и итогового контроля  успеваемости обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»

ПОЛОЖЕНИЕ  о портфолио обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»

ПОЛОЖЕНИЕ о проектно-исследовательской деятельности обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»

Методические рекомендации:

по организации работы по средневзвешенной системе оценки достижений обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34»;

по критериальной оценке образовательных результатов учащихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» по всем учебным предметам;

Процесс мониторинга образовательных результатов обучающихся предполагает, как индуктивный, так и дедуктивный подход, в зависимости от различных факторов. И структурируется как административный и педагогический мониторинг.

Формы осуществления мониторинговых процедур.

 

 100320921555

 

Портфолио как инструмент мониторинга индивидуальных достижений обучающихся ведется во всех классах на всех уровнях образования.

Комплексный анализ результатов качества образовательных результатов обучающихся МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» ежегодно представлен в отчете о самообследовании.

На сегодняшний день в МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» создана система оценки планируемых результатов учащихся, которая способствует формированию единой среды оценки и контроля состояния образования, а также систематизации управленческих процессов в МОУ «ГИМНАЗИЯ № 34» в части определения качества образовательной деятельности обучающихся.